Еж из Буинска: среди «Голосов страны» на ВДНХ обнаружился и татарский

Премьеру спектакля Айдара Заббарова о Раиле Садриеве показали в проекте Константина Богомолова на выставке «Россия»

«Татарским следом» в московском Доме культуры на ВДНХ завершился проект «Голоса страны». Демократичный театральный марафон, прошедший в рамках международной выставки «Россия», закрыл спектакль Айдара Заббарова «Медитативный еж», посвященный главе Буинского драмтеатра Раилю Садриеву. В том, каким режиссер театра им. Камала показал столичной публике одного из самых самобытных культурных деятелей Татарстана, разбиралась корреспондент «БИЗНЕС Online».

Демократичный театральный марафон, прошедший в рамках международной выставки «Россия», закрыл спектакль Айдара Заббарова «Медитативный еж»

Демократичный театральный марафон, прошедший в рамках международной выставки «Россия», закрыл спектакль Айдара Заббарова «Медитативный еж»

«Могу все, стоит только захотеть»

Напомним, театральный проект «Голоса страны» под патронажем режиссера и куратора культурной программы выставки «Россия» Константина Богомолова два месяца показывает на ВДНХ москвичам жизнь простых людей. Героями 12 моноспектаклей, созданных креативными российскими постановщиками, стали наши соотечественники, которые ежедневно трудятся на благо Родины. Среди них — эксперт по этикету из Петербурга, океанолог из Москвы, пластический хирург из Владикавказа, механик из Нягани… А воплотили на сцене персонажей проекта звезды театра и кино — Александра Ребенок, Игорь Миркубанов, Александра Урсуляк и другие известные актеры.

Попал в объектив проекта и герой из Татарстана — создатель и директор Буинского драматического театра Раиль Садриев. У народного артиста РТ и главного «дервиша» республики (по названию его коронного моноспектакля, ныне номинированного на «Золотую маску») теперь есть еще одно имя — «Медитативный еж». Именно так называется новый психоделический триллер от режиссера театра им. Камала Айдара Заббарова и худрука театра кукол «Экият» Ильгиза Зайниева, освещающий тернистый путь Садриева к его труппе «на колесах», которая сегодня показывает экспериментальные постановки по всему Татарстану и за его пределами. Так на ВДНХ встретились сразу трое героев недавнего рейтинга «БИЗНЕС Online» «Топ-50 самых влиятельных людей театрального мира РТ».

«С Раилем Ильдаровичем я знаком уже лет 10 и периодически ездил к нему в гости, чтобы промыть себе мозги, — рассказал нашей газете после премьеры Заббаров. — Это уникальный человек — начитанный, образованный, и, когда я не понимал, как вести себя в жизни, он меня правильно настраивал. Раиль никогда не говорил мне что делать — просто делился своим мировоззрением, но после бесед с ним я становился немного другим — чувствовал, что могу все, стоит только захотеть. И мне хотелось, чтобы зритель в зале испытал то же самое. То, чем Раиль занимается сейчас, — это результат, а мне, как театральному человеку, был интереснее процесс — как к этому результату человек пришел и что для него сделал».

Создатель и директор Буинского драматического театра Раиль Садриев

Слева — режиссер Айдар Заббаров, справа — актер Александр Семчев

«Нужно написать свою сказку, а потом поверить в нее»

А сделал ради своей мечты татарский дервиш немало. Как минимум был верным семьянином, учителем, художником, благодетелем верующих и рисковым бизнесменом, а потому в лихие 90-е спасался от бандитов и милиции в поезде Тольятти – Челябинск и буинских лесах. Однако ни гением, ни предпринимателем Садриев себя не считает, скорее провидцем — уже в юности он знает, как окажется в театре, и устами недавно ставшего народным артистом России Александра Семчева рассказывает об этом ежику среди еловых пней и зеленого мохового ковра.

Природа в камерном спектакле не зря стала собеседником героя — она так же чиста, как и его сердце. Этот духовный альянс авторы подчеркнули трогательными беседами персонажа с плюшевым другом у костра и мультимедийным задником, где вместе с лесными пейзажами транслируются портреты самого Садриева и исповедь Садриева-Семчева (видеохудожник Наталья Тищенко).

Приключения героя драматург Зайниевраскрасил драматическим нервом (действие выстроено по принципу крещендо), приправил добродушным юмором (вроде вопросов ежику: «Картошечку будешь?») и национальными отсылками (персонаж вспоминает Буинск и Казань под традиционные мелодии, микшированные Павлом Поляковым с композициями Владимира Высоцкого, русскими протяжными песнями и щебетом птиц). Но в целом «Медитативный еж» — история общероссийская и даже общемировая, т. к. затрагивает вечные темы — любовь, вера, жизнь, предназначение. Именно их в своем театре уже 17 лет исследует Садриев с позиции мечтателя-отшельника.

«Я доволен, что попал в этот проект, — рассказал директор Буинского драмтеатра „БИЗНЕС Оnline“ после показа. — Не знаю, кто меня отбирал, но мне приятно. Не думал, что за основу действия возьмут сюжет нового документального фильма обо мне, который мы двое суток снимали в лесу, но спектакль пролетел на одном дыхании и я узнал себя. Айдар меня знает и правильно расставил акценты на сцене, это позволило Семчеву меня сыграть и передать мое мировоззрение. Я действительно думаю, что каждый из нас должен создавать свою матрицу, где он успешный человек и отец, окруженный прекрасными друзьями. Нужно взять и написать свою сказку, а потом поверить в нее».

 контексте минувшего марафона «Медитативный еж» стал элитарным приношением театру

В контексте минувшего марафона «Медитативный еж» стал элитарным приношением театру

Странник в безразмерном пальто

Садриев-Семчев — такой же мечтатель и романтик, эдакий неуспокоенный странник в безразмерном пальто и котомкой жизни за спиной. Он вошел в образ еще до начала спектакля, воскрешая затухающий костер под перешептывания зрителей, и остался в нем до конца, сверкая на поклонах бесхитростной улыбкой буинского дервиша. Новая роль звезде МХТ им. Чехова явно по душе — он влюблен в театр не меньше Садриева, пестуя живой интонацией каждую фразу и сопровождая ее не менее рельефным жестом. А театр отвечает ему взаимностью — без внешних эффектов артист заполнил собой всю сцену, приковав внимание публики.

В контексте минувшего марафона «Медитативный еж» стал элитарным приношением театру. Последний в нем предстает миссией человека и кульминационной точкой жизни, тем самым искусством «на стыке документальности и художественности», о котором говорил Богомолов на старте проекта.

www.business-gazeta.ru/article/629160